Учитель-логопед
Когда идти к логопеду?
Формирование речи - длительный и сложный процесс. Родители должны вовремя обратить внимание на то, как говорит их ребенок.
Отклонения в речи препятствуют правильному развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, затрудняют общение с окружающими. Оценивать состояние речи ребенка только по правильному произношению звуков нельзя. Показателем становления речи является словарный запас и способность ребенка пользоваться главными грамматическими формами родного языка.
Если вашему малышу 2,5-3 года, и он общается только с помощью лепетных слов, звукоподражаний, обрывков лепетных предложений, то необходимо ему оказать специализированную помощь.
Проконсультировать у логопеда, невролога, проверить физиологический слух у лор-врача, организовать коррекционные занятия, чтобы не упустить самый благоприятный и интенсивный период в его речевом развитии.
В возрасте 3-5 лет происходит активное становление фонетической стороны речи, т.е. ребенок начинает правильно произносить все звуки родного языка в словах различной слоговой структуры. Допускается возникновение ошибок только при произнесении трудных, малоупотребляемых или незнакомых слов. При этом достаточно дать ребенку образец ответа, немного «поучить» его правильно говорить это слово, и он начинает правильно употреблять его в самостоятельной речи.
В 4-5 лет формируется языковое чутье, развивается навык слухового восприятия, помогающий не только замечать ошибки в речи окружающих, но и контролировать собственное произношение. Происходит качественный скачок в расширении словарного запаса. Дети начинают активно пользоваться всеми частями речи, совершенствуются навыки словоизменения и словообразования. Высказывания становятся достаточно пространными, логичными, последовательными.
Таким образом, к 5-6 годам ребенок должен владеть развернутой фразовой речью, правильно оформленной фонетически, лексически, грамматически.
Если же в этом возрасте наблюдаются сокращения, вставки, замены, пропуски, перестановки звуков, слогов, ошибки в окончаниях слов, то это свидетельствует о выраженном стойком недоразвитии речи.
Данные нарушения устраняются только на систематических коррекционно-развивающих занятиях с логопедом.